Аннотация к проекту по созданию оптимальных условий для организации питания детей дошкольного возраста
«Здоровое питание – основа воспитания»
Одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества является обеспечение здоровья населения страны. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях представляет проблему большой социальной значимости, особенно в условиях современной сложной социально-экономической обстановки. Основное время дети находятся в дошкольном учреждении. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом зависит здоровье и развитие дошкольников. Правильное питание – залог здоровья.
Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Полноценное, сбалансированное питание является важнейшим условием нормального функционирования человеческого организма, особенно в период роста и развития. Организация питания в каждой возрастной группе дошкольников имеет свои особенности, учитывающие изменения, происходящие в детском организме на каждом этапе. Недостаточное или несбалансированное питание приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, которые, по мнению специалистов, практически невозможно скорректировать в дальнейшем.
Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в педагогический процесс мероприятий по формированию культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами образовательного учреждения. Только сочетание всех направлений работы поможет создать и в детском саду, и дома такую среду, в которой возможно формирование культуры здорового питания и здорового образа жизни.
Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерационально и несбалансированно, нарушен режим питания. Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п. По данным М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания. Несмотря на то, что практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Многие родители сами не знают значение правильного рациона питания для здоровья своих детей. А ведь от этого на прямую зависит их физическое, умственное, эмоциональное и психологическое развитие. Основные проблемы питания воспитанников связаны с нарушением питания вне стен учреждения, увлечение родителей фаст - фудами, чипсами, газированными напитками и т.д.
Проблему оздоровления населения в настоящее время, пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и образовательных учреждений.
В личностно – ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта - наиболее ценно для его развития, ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Что же такое здоровье? По уставу ВОЗ, «здоровье — это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия».
Рассмотрев актуальные проблемы и вопросы родителей относительно правильного питания в учреждении разработан проект «Здоровое питание – основа воспитания». Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, решение которой будет осуществляться посредством реализации проекта «Здоровое питание – основа воспитания» - формирование ценности здорового образа жизни для современного человека, ответственного отношения к собственному здоровью. Все это возможно только в результате серьезной совместной работы педагогов, родителей и самих воспитанников.
Цель проекта:
Выработать единый совместный подход к организации здорового питания воспитанников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Задачи проекта:
- обеспечение воспитанников питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
- гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
- предупреждение (профилактика) среди воспитанников инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- пропаганда принципов здорового и полноценного питания.
- организация образовательно-разъяснительной работы по вопросам здорового питания.
Ожидаемые результаты реализации Проекта:
- обеспечение воспитанников питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
- обеспечение доступности дошкольного питания;
- обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
- отсутствие среди воспитанников инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;
- улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния пищеблока.
Направления Проекта:
- организация рационального питания детей дошкольного возраста;
- обеспечение высокого качества и безопасности питания;
- организация образовательно- разъяснительной работы по вопросам здорового питания; пропаганда принципов здорового и полноценного питания; развитие культуры питания;
- обучение кадрового состава работников пищеблока современным технологиям.
Характерные черты Проекта:
Проект «Здоровое питание – основа воспитания» - документ дошкольного образовательного учреждения детского сада, способствует преодолению неопределенности, упорядочению совместной деятельности всех заинтересованных сторон в организации здорового питания воспитанников.
Его отличает:
- стратегический характер;
- прогностичность, направленность на будущее;
- научность;
- технологичность.