Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сказка" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Сказка"
Год основания5 декабря 1975 годаЯзыки образованияРусский

ИГРЫ НАРОДОВ СЕВЕРА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАЗНООБРАЗИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Годовой план работы МДОУ "Детский сад "Сказка" на 2016-2017 уч. годГодовой план работы МДОУ "Детский сад "Сказка" на 2016-2017 уч. год
Загрузить файл

 

Территорию Ямальского округа населяют представители многих народов. Коренными среди них являются ненцы, селькупы, зыряне и северные ханты.

 

     Народные промыслово–оленеводченские праздники с участием представителей различных поколений известны  у населения Севера давно. В них включаются народные игры – состязания в основном для молодежи: гонки на оленьих упряжках, гонки на лодках (летом), бег на лыжах, стрельба из лука и огнестрельного оружия, метание маута, бросок камня через речку, перетягивание каната, национальная борьба, прыжки через нарты. Во всех этих состязаниях, конечно, важен результат, желание быть победителем. Здесь проявляется мастерство и умение каждого участника, их умения и навыки, заложенные с детства.

 

    Маленьких Надымчан – жителей ЯНАО необходимо знакомить с трудом, бытом, фольклором, играми, праздниками коренных жителей Севера.

 

       В нашем МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма» мною – инструктором по ФИЗО проводятся многие игры народов Севера, так как они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревка, санки, гимнастические палки). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Все игры народов Севера связаны с прыжками, метанием, бегом, способствуют упражнению детей в основных видах движения, формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости.

 

       В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг. Каждый приучается к совместным и согласованным действиям, выполнению всеми принятого условия. В такой игре можно отличиться, но только если это не нарушает общего порядка. В этом состоит общественная и педагогическая ценность игр.

 

Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызвать у них интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуру воздуха, очень важно предварительно знакомить детей с содержанием и правилами игры. При этом объяснение надо сочетать с показом движений: как правильно бегать, метать, прыгать. Предлагаю вам несколько вариантов таких игр.

«Ловля оленей» - эта игра особенно любима детьми, она способствует развитию у детей четкой координации движений, умения действовать по сигналу, упражнению с увертыванием в беге и в ловле.

Играющие делятся на две команды: Одни – олени, другие – пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегут по очерченной площадке. По сигналу: «Лови!»- пастухи стараются поймать оленей и замкнуть их.

По правилам игры круг замкнут только тогда, когда поймано большое количество игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они не могут вырваться из круга, если он замкнут.

«Кто кого перетянет»  в этой игре простое и доступное содержание, в ней можно помериться друг с другом силами.

На площадке проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила игры простые: начинать перетягивать палку только по сигналу, во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

«Куропатки и охотники», перевоплотившись в героев игры, ребята с удовольствием в неё играют, развивают свою меткость.

Все играющие – куропатки, трое – охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал: « Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, охотники их ловят ( бросают мяч в ноги). На сигнал: « Охотники ушли!»- игра продолжается: куропатки опять летают.

По правилам игры, стрелять следует только в ноги убегающим.

  «На новое пастбище». Возрос интерес детей к этой игре, особенно интерес  в том , что ребенок видит на примере игры быт, трудовую деятельность коренных  народов Севера.

Играющие становятся парами. В паре –олень и каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит:

« Оленеводы переезжают на новое пастбище». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов – тундровиков звук. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут в рассыпную. По сигналу « Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.

По правилам санный проезд должен двигаться упорядоченно, упряжкам нельзя обгонять друг друга.

 «Белый шаман» сюжет этой игры интегрируется с музыкой.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга- водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.

По правилам игры, если получивший бубен неправильно повторит ритм, то он выходит из игры.

  «Прыжки через нарты»эта игра тренирует ловкость,  решительность и выдержку, где санки (модули) становятся нартами.

В ряд ставится 5-6 санок параллельно друг друга на расстоянии 40-50 см. Играющие в порядке очередности прыгают через них.

   В игре предусмотрено прыгать можно только по сигналу воспитателя; прыгать на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать санки.

  Игра-хоровод « Хейро» (означает « Солнце»),очень любима детьми.

В хороводе в такт слову « хейро» дети выполняют простые ритмичные движения; характер их зависит от фантазии воспитателя, умения детьми четко, одновременно выполнять показанное им движение. Такие игры знакомят детей с жизнью коренных жителей Ямала, словарным составом языка, что имеет большое значение для воспитания у них чувства любви к малой родине Ямалу.

Все эти игры доставляют им много удовольствия и радости. Игры народностей Севера могут быть использованы в детских садах не только в спортивном зале, во время прогулок, но и на развлечениях, досуга и праздниках, а так же в самостоятельной двигательной деятельности детей.

  Инструктор по физической культуре

Андруховец Н.Б

 




Выводить нормативные документы:

Подпишитесь на рассылку новостей